Маленький пост в помощь тем, кто только-только выходит на работу после новогодних праздников. Во-первых: что делать, если у вас не заводится машина.


Причин может быть множество. Чаще всего машина не заводится в мороз из-за умершего аккумулятора. Если вы слышите, что стартер лениво крутит двигатель и с каждой попыткой все хуже и хуже, — значит, аккумулятор, скорее всего, полностью разрядился или не может дать достаточно сильный пусковой ток. Это может случиться даже с новой батареей, если она долго простояла на 30-градусном морозе. В таких условиях она запросто потеряет половину номинальной емкости, а если аккумулятору года два-три или больше, проблема только усугубляется.

И что делать?

Есть несколько способов. Наверное, самый традиционный — попросить у кого-нибудь «прикурить»: присоединить специальными проводами свой аккумулятор к аккумулятору другой машины, уже заведенной. Если у вас зимой возникают трудности с аккумулятором, лучше, чтобы провода (их называют «крокодилами») всегда были в машине. Если вы живете не в пустыне, то, скорее всего, легко найдете человека, готового вам помочь: среди водителей есть особая солидарность, которая не позволяет отказать в подобных ситуациях. Если «крокодилов» нет, ищите более предусмотрительных водителей или купите провода в соседнем магазине автозапчастей либо на бензоколонке.

А как именно прикуривать?

Очень просто. «Крокодилы» — это два провода с прищепками на обоих концах, красный и черный. Надо попросить второго водителя заглушить машину. Потом взять красный провод и сначала прицепить его к «плюсу» разряженной батареи, а потом к «плюсу» аккумулятора машины-донора. Затем надо подключить черный кабель к минусовой клемме заряженной батареи, а второй край провода прицепить к какой-нибудь металлической части мотора вашей машины (только эта часть не должна находиться вблизи от его движущихся частей, стартера или генератора). Теперь попросите вашего спасителя запустить мотор его машины и затем заводите собственный автомобиль. Если после двух-трех попыток машина не завелась, проблему надо искать где-то еще. Если мотор запустился, все кабели нужно снять в обратной последовательности. Цвет провода не имеет большого значения — можно и черный подключить к «плюсу», а красный к «минусу» — главное, соблюдать полярность и не цеплять один провод к разным клеммам.

Я боюсь незнакомых людей. Есть другие способы?

Есть. Можно купить портативное пускозарядное устройство — это такая коробочка с «крокодилами», которая может выступить в роли чужого аккумулятора. Если у вас есть стационарное зарядное устройство, можно отнести аккумулятор домой и зарядить его. Но это займет много времени.

Прикурили, но машина все равно не заводится. Дело не в аккумуляторе. Что происходит?

Как мы уже говорили, причин может быть много. Если у вас дизельный автомобиль, скорее всего, топливо оказалось некачественным и замерзло. В этом случае единственный вариант — отбуксировать машину в теплый гараж и ждать.

Другие возможные причины — проблемы со свечами и катушками зажигания, фильтрами или, в особо запущенных случаях, отсутствие компрессии в цилиндрах. Кроме того, из-за некачественного топлива могут быть загрязнены форсунки. Это может вызвать проблемы с запуском как на автомобилях с дизельными моторами, так и на бензиновых двигателях с непосредственным впрыском. Если вы плохо во всем этом разбираетесь, позвоните знакомому механику и готовьтесь к эвакуации в сервис.

Есть какие-то профилактические меры?

Да. Совет простой: чтобы максимально обезопасить себя от проблем с запуском мотора зимой, нужно следить за техническим состоянием автомобиля, вовремя проходить ТО, заливать масло с низкой вязкостью и заправляться на проверенных заправках.

Если машина завелась, надо сначала прогреть мотор или можно сразу ехать?

Вечный вопрос! Универсальный ответ примерно такой: старая у вас машина или новая, прогревать автомобиль все же нужно, но не очень долго. Времени, которое требуется на то, чтобы, например, смахнуть с автомобиля снег или выбрать любимый плейлист в телефоне и включить обогрев сидений и стекол, — достаточно.

Главное, первые несколько километров надо избегать резких ускорений и ударных нагрузок на трансмиссию и двигатель. По возможности все нужно делать максимально плавно, ведь даже если мотор с коробкой чуть-чуть прогрелись, то резиновым элементам подвески и амортизаторам все равно какое-то время приходится справляться с повышенными нагрузками.

Но у меня в инструкции к машине написано, что вообще не надо прогревать!

Да, автопроизводители поддерживают идею, что прогревать мотор не нужно, но они исходят скорее из жестких экологических норм, а не из заботы о ресурсе двигателя.

Стандарты Евро-4 и выше жестко регламентируют уровень вредных веществ, выбрасываемых автомобилем во время холодного пуска и во время прогрева. Холодный мотор всегда работает на обогащенной топливной смеси, при сгорании которой показатели CO и CH, основных вредных составляющих выхлопных газов, крайне высоки. Тут и становится нужен каталитический нейтрализатор, но работать эффективно он начинает только при выходе на свою рабочую температуру. На это требуется очень много времени, и добиться этого, прогревая машину на холостых оборотах, почти невозможно: нейтрализатор греется от потока отработавших газов, и чем он быстрее, тем выше температура. А это значит, что нужно двигаться (если, конечно, машина не имеет специальной системы принудительного электрического прогрева нейтрализатора).

К тому же не нужно забывать, что во многих европейских странах запрещено прогревать автомобиль на холостом ходу.

А если у меня дизель?

У дизеля более высокий КПД, чем у бензиновых моторов, поэтому прогревать его на холостых бесполезно. Вывести температуру таких двигателей в рабочий режим можно только в движении. Но и здесь совет тот же: никаких резких ускорений в первое время после пуска. Облегчить запуск мотора поможет предпусковой автономный подогреватель, который прогреет двигатель и салон перед запуском самого ДВС.

Если машина старая — надо долго греть?

Да. Если машина с инжекторным двигателем, но старая, греть надо — но опять же совсем недолго. Двух-трех минут хватит. Если двигатель карбюраторный, на это придется потратить больше времени — 10–15 минут.

Последний вопрос: а что делать, если машина даже не открывается на морозе?

Чтобы разморозить замки, можно использовать специальные аэрозоли или жидкости, которые легко найти в любом магазине запчастей. Можно по старинке прогреть ключ на пламени зажигалки или, скажем, приложить к замку грелку, наполненную горячей водой.

Если примерзли резиновые уплотнители дверей, прилагать усилие или резко дергать не нужно. Лучше открывать дверь постепенно или в самом тяжелом случае попробовать попасть в салон через ту дверь, которая примерзла минимально. Чтобы такого не случалось в будущем, перед наступлением холодов уплотнители можно обработать силиконовой смазкой.


Так, с машиной разобрались, теперь займемся вашим настроением. Многие думают, что им не хочется работать потому что у них… послеотпускная депрессия.

Послеотпускная депрессия — популярное словосочетание, которое можно встретить во многих СМИ. И действительно, на бытовом уровне это состояние легко объяснить: люди привыкают к отдыху, а когда надо выходить на работу, у них портится настроение. Но не любое плохое настроение — это уже депрессия.

О послеотпускной депрессии и лечении этого тяжелого расстройства можно прочитать в самых разных изданиях, но на самом деле говорить в данном случае о настоящем диагнозе нельзя. Во-первых, ничего подобного нет ни в Международной классификации болезней, ни в американском Диагностическом и статистическом руководстве по психическим заболеваниям. Во-вторых, отдельно депрессию можно диагностировать только после двух недель с симптомами: даже если у вас уже несколько дней плохое настроение из-за выхода на работу, это еще не депрессия.

Если же вы все-таки заподозрили у себя это расстройство, можно для начала оценить свое состояние по шкале Бека. Она не даст стопроцентный ответ, но все равно вероятность того, что результат окажется верным, высока.

Массово никакой медицинской проблемы после долгих праздников и отпуска у людей не возникает. Симптомы, которые могут появиться в такой ситуации, — скорее, дело психолога, а не психиатра. И, может быть, терапевта или сомнолога, если пришлось сменить часовые пояса — либо в дни без работы время сна сильно сместилось.

На самом деле, неясно даже, можно ли говорить о том, что после каникул у людей массово портится настроение. Немногие исследования по этой теме говорят, что люди чуть более счастливы после того, как провели несколько дней не на работе — по сравнению с теми, кто продолжал трудиться. Хотя, как выявило то же исследование, мало что может всерьез повлиять на общую удовлетворенность жизнью в долгосрочной перспективе.

Хорошей вам рабочей недели! :)