Вы ведь наверняка посматриваете в сторону электрокара. Поскольку этот тип автотранспорта ещё непривычен местным автомобилистам, публикую для вас интервью с владельцами электрокаров. Водителей опросило издание The Village, спросив о мифах, экономии и льготах.

Кстати, в Facebook есть клуб электромобилистов Украины.

Роман Затеев

36 лет, владелец электрокара Nissan Leaf

За рулем я очень давно — научился водить лет в 15, когда у меня еще даже не было прав. За всю свою жизнь я успел много на чем поездить. Недавно подсчитал, и оказалось, что моя нынешняя машина — 26-я по счету.

Прежде чем решиться на покупку электрокара, я изучал тему года два. Хотел понять, что это за машины такие. Естественно, рассматривал вариант с покупкой Tesla, но из-за немаленькой цены, да и просто для начала, решил взять Leaf. Попробовал, остался в полном восторге и теперь даже боюсь представить, что тогда такое Tesla. Наверное, ни одна из машин, на которых я ездил, не приносила мне столько удовольствия, как Leaf.

Когда я выбирал машину, то думал и о Mitsubishi i-MiEV. Но этот автомобиль совсем маленький, и багажника там по сути нет. А Leaf — полноценный автомобиль и по комплектации, и по вместительности, поэтому я и решил заказать его из Японии. У меня никогда не было праворульных машин, это первая, но никаких трудностей не возникло — просто сел и поехал.

У меня есть еще одна машина, она ездит на бензине. Я занимаюсь автотюнингом, так что мой второй автомобиль — это своеобразный шоу-кар. Nissan Leaf я купил в июле, и за это время на бензиновой машине выезжал, наверное, раза три. Сейчас понимаю, что в будущем продолжу покупать электрокары. Но очень хочется что-то помощнее, чтобы передвигаться даже на дальние расстояния.

Свой электрокар я обычно заряжаю на работе или на специальных станциях в городе. Со временем привыкаешь к постоянной необходимости подзарядки машины. Это почти как телефон — приехал на работу, поставил заряжаться и пошел по делам.

Есть сайт Plug Share, на котором указаны все существующие в мире зарядные станции. Если посмотреть на эту карту, то становится очевидно, что в России пока все очень печально. Сравнишь с Эстонией, и можно умереть от зависти: там вся страна покрыта сетью быстрых мощных зарядок для электрокаров.

Еще можно установить на телефон приложение и самому добавлять на карту новые точки, оставлять к ним комментарии и публиковать фотографии. Я, например, добавил адрес своего автосервиса, где оборудовал зарядку, и свои контакты.

Сейчас похолодало, и пробег моего электрокара, конечно, уменьшился. Но не могу сказать, что мне перестало его хватать. Я много езжу — в день выходит по 150 километров, а однажды получилось все 180. И с промежуточными подзарядками в городе это вообще не проблема.

Есть два поколения Nissan Leaf. Визуально они ничем не отличаются друг от друга, но в машинах первого поколения при включении печки расходуется много энергии, а у второго поколения установлен тепловой насос, который до минус 12 градусов работает как кондиционер на обогрев. Это удобно, так как очень экономит батарею.

Мой автомобиль ни разу полностью не разряжался. Чтобы обезопасить водителя от этого, в машине предусмотрено несколько ступеней защиты: сначала на табло показывается пробег, потом появляется надпись «Зарядитесь», а когда остается 13 километров пробега — высвечиваются прочерки, как будто уже все, сейчас машина выключится, но на самом деле еще можно ехать и ехать. Следом на экране загорается значок «Черепаха». Это значит, что автомобиль ограничил мощность, но и после этого ее хватает еще на пару километров пути.

Как и многим другим владельцам электрокаров, мне уже присылали штраф за неоплаченную парковку, который пришлось оспаривать. Летом я подходил к одному из инспекторов, спрашивал, почему приходят штрафы. Он ответил: «Ну, мы же не можем знать, электрокар это или нет». Притом что по Москве их ездит от силы пять моделей. И непонятно, что с этим делать. Нужно, наверное, написать большими буквами «ЭТО ЭЛЕКТРОКАР!» на заднем стекле.

Электромобили у нас пока тяжело приживаются. Например, когда я приезжал в ГАИ ставить машину на учет и поехал на осмотр, инспектор спросил: «Так, почему объем двигателя не указан?» Я говорю: «Ну, наверное, потому что его там нет». Немая сцена.

Мне кажется, все эти громкие акции с якобы повсеместной установкой зарядных станций в Москве — все-таки немного популистские. Где-то устанавливают станции, а потом смотришь – они не подключены. Так и стоят в нерабочем состоянии, и никто с этим ничего не делает. Во всем мире для владельцев электрокаров действуют льготы, скидки и дотации, а у нас ничего такого нет. Понятно, что на Leaf налог небольшой — около 4 тысяч рублей (1 850 грн), — но его могло бы и не быть. А вот на Tesla налог будет тысяч 70 (31 500 грн). И за что? У этой машины же нет двигателя, это как-то нечестно. К тому же если правительство начнет по-настоящему стимулировать развитие электротранспорта в Москве, то о покупке задумаются многие.

До этой машины надо дорасти. Когда кто-то пытается меня переубедить, я в шутку говорю: «Конечно, нет, не берите, это очень плохая машина. А то вдруг из-за вас льготы отменят». Несмотря на бесплатную парковку для владельцев электрокаров, люди не кинулись массово их покупать, потому что боятся неизвестности. Главное, что пугает потенциальных владельцев, — маленький запас хода. Но если я спрашиваю, давно ли они проезжали за один раз больше 150 километров, все задумываются. Для многих людей важно, чтобы была такая возможность, даже если это никому не нужно. Поэтому, наверное, по Москве ездят огромные пикапы и внедорожники, которые невозможно нигде припарковать.

С тех пор как я купил эту машину, я лишь поменял жидкость в редукторе, и то только потому, что у меня есть собственный автосервис, а я слишком дотошный. Стандартный техосмотр, который является серьезной статьей расходов, этой машине не нужен, колодки и тормозные диски можно не менять очень долго — тысяч на 80 километров, наверное, хватит. Это очень экономит время и нервы. Не думаешь, что у тебя прошли очередные 8 тысяч километров, а значит, нужно поменять масло, еще купить какие-то запчасти, поменять свечи, а тут как раз ремни какие-то засвистели. Здесь всего этого просто нет. А самое классное, что ее не нужно греть — особенно удобно утром, когда куда-то торопишься. Печка начинает работать уже через 20 секунд, а вместе с ней включается мощнейший обогрев сидений и руля.

Сейчас я уже привык, а в первые дни стоял в пробке, смотрел по сторонам, и в голове не укладывалось, что я веду электрокар. Nissan Tiida очень похожа на мою, но у нее внутри столько ненужного: коробки, двигатели, масла. У меня же ничего этого нет, а машина едет бесшумно, плавно и очень хорошо управляется из-за того, что центр тяжести смещен вниз, где расположена батарея. Мне кажется, что Leaf рулится лучше, чем любой среднестатистический хетчбэк.

Антон Белов

33 года, владелец электрокара Tesla Model S

Наверное, я один из первых владельцев Tesla Model S не только в Москве, но и вообще в России. Вот уже два года я езжу на этой машине. Для меня она — возможность продемонстрировать на собственном примере, что в перенаселенном городе с достаточно плохой экологией необходимо переходить на персональный электротранспорт.

Я езжу на машине ежедневно. Если нужно добраться только от дома до офиса и обратно, что бывает редко, то получается около 30 километров. Если же приходится выбираться на встречи и по делам — то порядка 100 километров.
В выходной день я проезжаю до 200 километров, особенно если бываю за городом. У меня есть машина с водителем, но я передвигаюсь на ней только в экстренных случаях — например, чтобы добраться в аэропорт. Часто прошу водителя, чтобы он отвез меня на моей Tesla, поэтому можно сказать, что 95 % времени я передвигаюсь именно на ней.

Зарядка машины лично для меня не проблема. Полного заряда хватает на 400 километров. То есть если я передвигаюсь только внутри города, то заряжаюсь примерно раз в три дня.

Обычно я заряжаюсь на работе, в «Гараже», а на даче у родителей у меня есть отдельная розетка рядом с парковочным местом. Шнур для зарядки вожу все время с собой, так что, даже если уезжаю за 100 километров от Москвы, всегда могу подзарядить машину. С проблемой я столкнулся только однажды, когда в сильные морозы застрял на даче у друзей, у которых не было заземления в электросети. Пришлось бросить машину и возвращаться в Москву без нее. Потом я вызвал электрика, он сделал заземление, я чуть-чуть подзарядился и поехал обратно. Больше я нигде никогда не застревал и никаких проблем не испытывал.

Я бы не сказал, что зимой пробег электрокара сильно сокращается. Естественно, снижается емкость батареи и сама батарея должна какое-то время прогреваться, чтоб эффективнее работать, но все это не критично. То есть если вы ездите в городе, не выжимаете из машины все соки, чтоб обгонять других на каждом светофоре, то пробега хватит даже на то, чтобы развезти всех друзей по домам.

Tesla — автомобиль достаточно большой и очень вместительный. Внутрь легко помещается спортивная сумка, детское кресло, какие-то покупки. Это универсальная машина — и бизнес-класса, и семейная. И одному в ней тоже комфортно.

Мне бывает очень тяжело пересесть обратно на бензиновый автомобиль, потому что у него совершенно другие повадки, он гораздо медленнее реагирует на действия водителя, не может быстро ускоряться — много параметров, которые не так хорошо реализованы, как в электрокаре. Из-за этого за границей поездки на арендованной машине становятся для меня настоящим испытанием.

Знаменитый сумасшедший разгон Tesla, конечно, всех впечатляет. Даже в городе можно легко разогнаться с нуля до 60 километров в час — я иногда люблю так делать, если заскучаю в пробке или на светофоре. Бывает очень смешно, когда рядом стоит какой-нибудь BMW и готовится тебя обогнать, не зная, что это невозможно, а потом пытается догнать и рассмотреть, что же это за машина такая.

Мне кажется, что Tesla создает своему владельцу положительный образ: на меня смотрят как на доброго пришельца из будущего. Ко мне на улице подходят люди, задают вопросы, часто из соседних машин просят опустить стекло. Я раньше никогда так не делал, а сейчас опускаю, рассказываю немного про свой автомобиль. Чувствую, как будто на меня возложена миссия посланника и надо ее выполнять.

Я думаю, что постепенно весь мир перейдет на электрокары и водородные кары. И наша страна тоже. Это естественный процесс — эпоха нефти и бензина уже закончилась. В частности, Mercedes собирается разработать целую линейку электрокаров. В ближайшие десять лет случится радикальный переход от невозобновляемых источников энергии к возобновляемым.