Когда вышел последний фильм трилогии “Матрица”, многие жаловались, что после фантастически успешной первой части два её продолжения сильно отдавали желанием продюсеров заработать и не были такими культовыми.

Меня не покидало ощущение, что братья Вачовски в последний момент переписали сюжет второго и третьего фильмов, стараясь гарантировать их прибыльность, закрыв глаза на образовавшиеся “дыры” в сценарии. Какой же была изначальная задумка создателей фильма?

Собрав по крупицам подсказки, оставленные в логичной части сюжета и многочисленных интервью я, кажется, обнаружил сокровище, лежавшее все эти годы под зеленым глянцем трилогии…

Считается, что Вачовски создали один единственный фильм, на основе которого строили всю дальнейшую карьеру. Конечно, речь о гениальной первой “Матрице”. Будем честными, вторая и третья части далеко ушли в сторону чистой коммерции и подпортили послевкусие фанатам первой части. Интересно, что они скажут, узнав каким был оригинальный замысел Вачовски: такой жестокий, что его финал превзошел бы “Бойцовский клуб”, а культурный эффект от фильма был бы легко утроен!

Сценарий Вачовски писали на протяжении пяти лет. Годы непрерывного труда позволили им создать в воображении целостный мир, пронизанный несколькими сюжетными линиями, причудливо переплетающимися между собой. Адаптируя свой труд для широкого экрана, они изменили в нём так много, что, по их собственному признанию, результат получился лишь “фантазией на тему” той истории, которая была придумана в самом начале.

Вот что самое интересное: в какой-то момент работы над картиной из сценария удалили жестокий финальный аккорд, который мог навсегда увековечить трилогию как фильм с самым печальным и безысходным концом, какой только можно себе представить.

Судя по обширному фрагменту сценария, который был целиком отвергнут на этапе согласования производства картины с продюсером Джоэлом Сильвером, мы лишились на редкость ошеломляющей концовки, которая точно смотрелась бы лучше “хэппи-энда”, который в конце концов попал на экраны.

Прежде всего, стоит оговориться, что сценарные наброски и разные варианты одного и того же фильма, будучи отвергнутыми, далее не дорабатываются, поэтому многое осталось не увязанным в стройную систему. Так, в “грустном” варианте трилогии события второй и третьей частей довольно сильно урезаны. При этом в третьей, заключительной части начинается развертывание настолько суровой интриги, что она практически ставит с ног на голову все события, происходившие ранее по сюжету. Точно так же финал “Шестого чувства” полностью перетряхивает все события фильма с самого его начала, только в “Матрице” зритель новыми глазами должен был взглянуть практически на всю трилогию. Очень жаль, что Джоэл Сильвер настоял на реализованном варианте – он реально хуже черновиков, выложенных Вачовски в сеть этим летом.


Итак, оригинальный сценарий истории:

С момента окончания событий первого фильма проходит шесть месяцев. Нео, находясь в реальном мире, обнаруживает у себя невероятную способность воздействовать на окружающее: сперва он поднимает в воздух и гнет ложку, лежащую на столе, потом определяет положение машин-охотников за пределами Зиона, потом в бою со “спрутами” уничтожает одного из них силой мысли на глазах потрясенной команды корабля.

Нео и все окружающие не могут найти объяснение этому феномену. Избранный уверен, что этому есть веская причина, что его дар как-то связан с войной против машин и способен оказать решающее воздействие на судьбу людей.

Интересно заметить, что в снятом фильме эта способность тоже есть, но она вовсе не объясняется, и на ней даже не заостряют внимание — ну может он, и все тут. Хотя, логично, что умение Нео вытворять чудеса в реальном мире не имеет абсолютно никакого смысла в рамках концепции «Матрицы» и выглядит странно.

Итак, Нео отправляется к Пифии, чтобы получить ответ на свой вопрос, и узнать, что ему делать дальше. Пифия отвечает ему, что не знает, почему тот обладает сверхспособностями в реальном мире, и как они связаны с его предназначением. Она говорит, что тайну предназначения нашего героя может открыть только Архитектор — верховная программа, создавшая Матрицу. Нео ищет способ встретиться с Архитектором, проходя через невероятные трудности (это есть в фильме: уже известные нам Мастер ключей в плену у Меровингена, погоня на шоссе и прочее).

Наконец Нео встречается с Архитектором. Тот рассказывает ему, что город людей Зион уничтожался уже пять раз, и что уникальный Нео был намеренно создан машинами для того, чтобы олицетворять для людей надежду на освобождение, и таким образом сохранять спокойствие в Матрице и служить её стабильности. Когда Нео спрашивает у Архитектора, какую роль во всем этом играют его сверхспособности, проявляющиеся в реальном мире, Архитектор говорит, что ответ на этот вопрос никогда не может быть дан, ибо он приведет к знанию, которое уничтожит все, за что сражались люди и сам Избранный.

После разговора с Архитектором Нео понимает, что здесь скрыта какая-то тайна, разгадка которой может принести долгожданный конец войны между людьми и машинами. Его способности становятся все сильнее (в сценарии есть несколько сцен с впечатляющими боями Нео с машинами в реальном мире, в котором он развился до состояния супермена и может почти всё, что и в Матрице: летать, останавливать пули и прочее).

В Зионе становится известно, что машины начали движение к городу людей с целью убить всех вышедших из Матрицы, и все население города видит надежду на спасение в одном только Нео, который вытворяет прямо-таки грандиозные вещи — в частности, получает умение устраивать мощные взрывы там, где он хочет.

Тем временем вышедший из-под контроля главного компьютера агент Смит, ставший свободным и получивший умение бесконечно копировать себя, начинает угрожать уже самой Матрице. Вселившись в Бэйна, Смит проникает и в реальный мир.

Нео ищет новой встречи с Архитектором, чтобы предложить ему сделку: он уничтожает агента Смита, разрушив его код, а Архитектор открывает Нео тайну его сверхспособностей в реальном мире и останавливает движение машин на Зион. Но комната в небоскребе, где Нео встречался с Архитектором, пуста: создатель Матрицы поменял свой адрес, и теперь никто не знает, как его найти. Ближе к середине фильма происходит тотальный коллапс: агентов Смитов в Матрице становится больше, чем людей и процесс их самокопирования нарастает как лавина, в реальном мире машины проникают в Зион, и в колоссальной битве уничтожают всех людей, кроме горстки уцелевших во главе с Нео, который, несмотря на свои сверхспособности, не может остановить тысячи машин, рвущихся в город.

Морфеус и Тринити гибнут рядом с Нео, героически защищая Зион. Нео в страшном отчаянии увеличивает свою силу до совсем уж неимоверных масштабов, прорывается к единственному уцелевшему кораблю («Навуходоносор» Морфеуса), и покидает Зион, выбираясь на поверхность. Он направляется к главному компьютеру, чтобы уничтожить его и отомстить за гибель всех жителей Зиона, и особенно — за смерть Морфеуса и Тринити.

На борту «Навуходоносора» прячется Бэйн-Смит, пытающийся помешать Нео уничтожить Матрицу, поскольку он понимает, что при этом погибнет и сам. В эпической драке с Нео Смит также проявляет суперспособности, выжигает Нео глаза, но в конце концов погибает. Далее следует совершенно сногсшибательная сцена, в которой ослепший, но все равно все видящий Нео сквозь мириады врагов прорывается к Центру и устраивает там грандиозный взрыв. Он буквально испепеляет не только Центральный Компьютер, но и самого себя. Миллионы капсул с людьми отключаются, свечение в них пропадает, машины замирают навсегда и взору зрителя предстает погибшая, пустынная планета.


Яркий свет. Нео, совершенно неповрежденный, без ран и с целыми глазами, приходит в себя сидящим в красном кресле Морфеуса из первой части «Матрицы» в абсолютно белом пространстве. Он видит перед собой Архитектора. Архитектор говорит Нео, что потрясен тем, на что способен человек во имя любви. Он говорит, что не учел ту силу, которая вселяется в человека, когда он готов пожертвовать своей жизнью ради других людей. Он говорит, что машины на это не способны, и поэтому они могут проиграть, даже если это кажется немыслимым. Он говорит, что Нео — единственный из всех Избранных, который «смог зайти так далеко».

Нео спрашивает, где он. В Матрице, отвечает Архитектор. Совершенство Матрицы заключается, в числе прочего, еще и в том, что она не допускает, чтобы непредвиденные события нанесли ей хоть малейший ущерб. Архитектор сообщает Нео, что они сейчас находятся в «нулевой точке» после перезагрузки Матрицы, в самом начале ее Седьмой Версии.

Нео ничего не понимает. Он говорит, что только что уничтожил Центральный Компьютер, что Матрицы больше нет, как и всего человечества. Архитектор смеется, и сообщает Нео нечто, шокирующее до глубины души: Зион — это часть Матрицы.

Для того, чтобы создать для людей видимость свободы, дать им выбор, без которого человек не может существовать, Архитектор придумал реальность внутри реальности. И Зион, и вся война с машинами, и агент Смит, и вообще все, что происходило с самого начала трилогии, было спланировано заранее и является не более чем сценарием машин. Война была только отвлекающим маневром, а на самом деле все, кто погиб в Зионе, боролся с машинами, и сражался внутри Матрицы, продолжают лежать в своих капсулах в розовом сиропе, они живы и ждут новой перезагрузки системы, чтобы снова начать в ней «жить», «бороться» и «освобождаться». И в этой стройной системе Нео – после его «перерождения» – будет отведена та же самая роль, что и во всех предыдущих версиях Матрицы: вдохновлять людей на борьбу, которой нет.

Ни один человек никогда не покидал Матрицу с момента ее создания. Ни один человек никогда не умирал иначе, как согласно плану машин. Все люди — рабы, и это никогда не изменится.

Камера показывает героев фильма, лежащих в своих капсулах в разных уголках «питомников»: вот Морфеус, вот Тринити, вот капитан Мифунэ, погибщий в Зионе смертью храбрых, и многие, многие другие. Все они безволосы, дистрофичны и опутаны шлангами. Последним показывают Нео, выглядящего в точности так же, как в первом фильме в момент его “освобождения” Морфеусом. Лицо Нео безмятежно.

Вот как объясняется ваша суперсила в “реальности”, говорит Архитектор. Этим же объясняется и существование Зиона, который люди “никогда не смогли бы построить таким, каким вы его видели” из-за нехватки ресурсов. И неужели, смеется Архитектор, мы позволяли бы освобожденным из Матрицы людям скрываться в Зионе, если у нас всегда была возможность либо убить их, либо подключить к Матрице снова? И неужели нам нужно было ждать десятилетия, чтобы уничтожить Зион, даже если бы он существовал? Все-таки вы нас недооцениваете, мистер Андерсон, говорит Архитектор.

Нео, с помертвевшим лицом глядящий прямо перед собой, пытается осознать происшедшее, и бросает последний взгляд на Архитектора, который говорит ему на прощание: – “В Седьмой Версии Матрицы миром будет править Любовь”.

Звучит будильник. Нео просыпается, и выключает его. Последний кадр фильма: Нео в деловом костюме выходит из дома, и быстрым шагом направляется на работу, растворяясь в толпе. Под тяжелую музыку начинаются финальные титры.

Скрытый сюжет трилогии «Матрица»


Мало того, что этот сценарий выглядит более стройным и понятным, так в нем действительно блестяще объясняются сюжетные дыры, которые были оставлены без объяснений в экранизации. И, конечно, он гораздо лучше вписывается в мрачный стиль киберпанка, чем исполненный “надежды” конец увиденной нами трилогии. Это не просто Антиутопия, но Антиутопия в своем самом жестоком проявлении: конец света давно позади, и ничего нельзя исправить.

Продюсеры настояли на хэппи-энде, пусть и не особенно радостном, а еще их условием было обязательное включение в картину эпичного противостояния Нео и его антипода Смита как некого библейского аналога битвы Добра и Зла. В итоге довольно навороченная философская притча первой части досадно выродилась в набор виртуозных спецэффектов без особенно глубокого подтекста.

Это никогда не будет снято. Остается только представлять, как это могло повлиять на нас. И это могло быть очень, очень круто. Если вам понравилась статья и вы тоже прифигели, как и я – поделитесь ссылкой на неё с друзьями!